Наткнулся где-то в интернетике… и записался в “Школу 21” от Сбера, которая когда-то отпочковалась от франшизы французской “Школы 42”.

Назначение школы - обучение программированию. Первый этап - “Бассейн”: 26 дней очного кодинга на языке C в кампусе Школы. Однако, посещаемость никто не контролирует. Преподавателей тоже нет. Дипломов тоже нет. Эдакая управляемая анархия. По его итогам предложат место в двухлетнем интенсиве (“Основа”). Или не предложат. Никаких формальных требований нет, критерии прохождения “бассейна” - тайна.

В первый день около тысячи человек очень плотно так забились на несколько этажей кампуса Сбера. Раздали всем браслеты, запретили их снимать в течение всего срока обучения. Да, даже дома нельзя. Да, мыться прямо с ним. Обещали проверять надёжность крепления и наказывать за попытки его снять. Ну-ну, поглядим.

Согнали группами на часовое бесполезное собрание. Повторили ещё раз лично то, что уже рассказывали в видосиках и PDF-проспектах. Скукота!

Расселись за компьютеры - приличные такие боевые Маки, с мониторами 30+ и дичайше непривычной клавиатурой после PC и инвертированным колесом мыши. Аааа! Я уже и забыл, какова она, яблочная инфраструктура.

Дали команду на включение, и… и всё. Разбирайтесь сами. Некторые тут же и впали в ступор. Где брать логины? Что куда вводить? Куда заходить? Но, типа, в этом и заключается прогрессивный подход. Те, кто посмелее, спрашивают чо-как у соседей. Вкурившие и догадавшиеся куда тыкать, делятся знаниями с окружающими.

Залогинился. Ура! И чо?

Простыня текста. Много воды про появление Линукса и затравка для текстового квеста… Вообще ничего не понятно. А где тут, собственно, задание то? Перечитал второй раз. Третий, ещё медленнее… А! Вот же оно как написано! Капец! Ну, допустим.

Вместо сухого и точного описания, что именно нужно сделать, тут история в “игровой форме”, из-за чего легко пропустить что-то важное. Например, что комитить надо в dev, а не в master. Потом, при вдумчивом повторном чтении всё это становится заметно, и в тексте на это даже обращают особое внимание, но при беглом чтении подобную информацию очень легко пропустить.

Чтобы выполнить задание первого дня, нужно разобраться в синтаксисе bash. Понятно теперь, зачем всех собирают офлайн: у человека без опыта справиться с таким заданием вообще нет шансов. Всё надежда на то, что рядом окажется кто-нибудь толковый и подскажет.

В целом - занятно.

Запилил, отправил решение и… всё. Ни тебе оценок, ни проверок, ничего. Как понять, сделал я правильно или нет? Через пару дней окажется, что так и задумано, и на этот счёт в Школе есть специальная механика, но поначалу тактика “отправил и забыл” вызывает непонятки.

Больше задач нет. Пошёл по кампусу гулять: большинство свалили, видимо обедать, движуха нулевая. Помощников, которых почему-то называют “волонтёры”, и которые раздавали команды в начале дня, не осталось ни одного. Только “пловцы”. Сидят все тихонечко, ковыряются чего-то.

Вернулся, смотрю, что там ещё есть на этом сайте с загадками. Ага. Есть ещё задания, но они закрыты. Это задание было единственным доступным. Но чтобы начать следующее задание нужно на него записаться, а “откроется” оно только завтра. Что ж, ооокей. Пожмакал во всё, до чего смог дотянуться. Видимо, на сегодня всё.

На второй день народу ощутимо меньше. В 9 утра открываются задания сегодняшнего дня и начинается подгорание жоп. Оказывается, вчера не все вкурили, что на таски следующего дня нужно записываться накануне. И теперь нередка ситуация: вчерашняя задача закрыта, а новую в работу взять нельзя, можно только записаться на её открытие завтра и ехать домой. Гы! Это тоже фича Школы: нещадно наказывать за невнимательность. Такого тут ещё будет.

На третий день наконец-то дошли до проверок заданий первого дня. Теперь стало понятно, почему было так. Проверки тут очные. За проверку чужого задания зарабатываешь очки, и тратишь их, если проверяют твоё - “покупаешь” проверку. Крутая идея! Правда, из-за того, что некоторые включают скупердяя и набивают рейтинг, ничего не отдавая на проверку, ломается экономика: есть толпа желающих проверить твою работу, но сдать её не проверку не можешь, т.к. собственных баллов не хватает. Записываешься в качестве проверяющего, а там толпа таких же как ты. Для проверки назначат одного из вас, рандомно. И тупо кукуешь в кампусе, ждёшь, когда тебе повезёт и назначат кого-то на проверку к тебе. А если кто-то один много всякого напроверял, то количество очков в обороте уменьшается и взять их негде. Периодически школа с помощью хитрой механики вбрасывает в бюджет очки, которые можно освоить, но как-то это корявенько.

В конце каждой недели проводится экзамен.

Это отдельный ритуал, где тоже можно накосячить ещё на подходе. Нельзя просто так взять, прийти, и начать сдавать. Сначала нужно записаться на задачу “сдача экзамена”. Только в отличие от обычных задач, экзаменационных - две! Одна - собственно, “экзамен”, а вторая - “встреча на экзамене”. Расположенные, кто бы сомневался, в разных разделах рабочего кабинета - одно в задачах, второе - во встречах. А на самом видном месте болтается третья, про ретроспективу, и её некоторые принимали за ту самую вторую, необходимую для сдачи экзамена.

И если невнимательно прочитал пункты, не сравнил с заданием в чатике, и слишком рано успокоился - тебя завтра не допустят до экзамена. Некоторых разворачивали со входа.

На экзамене запрещены любые гаджеты, в том числе и механические. В том числе наручные часы, любые. “Волонтёры” обещали строго выдворять с экзамена за нарушение, но по факту к девочкам отношение было более лайтовым: аккуратно и тихонечко просили снять и спрятать, а вот невнимательных мальчиков сразу просили на выход: “Экзамен окончен!” За подглядывания в экран соседа или любое слово, сказанное вслух - опять-таки, “До свидания!”.

Условия задач - в лучших традициях: слабо стуктурированы, некоторые вещи “подразумеваются”, что, видимо и стало причиной множества фейлов у сокурсников. Многие завалили первый экзамен, и уже на улице, по итогам, толпой пытались разобраться, что же было не так, ибо сами задачки были простенькие. Проверяющая система в этом никак не помогает - тут всё по олимпиадной системе: или “OK” или “Wrong answer”, без каких-то подробностей.

А в конце недели начинаются групповые проекты. В напарники достался мальчик и девочка. И, конечно же, меня Школа назначила тимлидом. Лол! Мало мне на работе руководства как будто…

Сразу сказал ребятам, что код им придётся писать самим - мне такое скучно. Я советом помогу, проведу ревью и т.п. Написал план работ. Мальчик молча его взял и пошёл фигачить. Так и молчал. Больше ни одного слова я от него не услышал. А вот девочка зато сильно переживала, пинала меня, что так нечестно: они работают, а экспу поделим на троих. Результат ожидаем: дедлайн подкрался незаметно и резко. Сделано процентов 70 от всей задачи. Чтож, удобно! Ноль баллов прекрасно на троих поделится. И от девочки, что характерно, ни одного комита.

Дальше плотно в Школе не занимался: так, поглядывал, чтобы быть в курсе общей движухи. Заметил, что хотя формально тут и нет преподавателей, но без теории не бросят - “добровольцы” организуют локальные митапы с проработкой уроков Степика по C, устраивают разбор задач и новых тем. Некоторые самоорганизуются в клубы настолок и по другим интересам. А дальше уже привыкают к такому формату и те, кто не вкурил, сами инициируют собрания: “Я не понял как решать задачу. Кто тоже не понял, приходите, вместе разберёмся”. Что классно - не искать, когда объяснят решение, а собраться толпой и решить.

Стоит ли Школа, чтобы в ней участвовать? Для 20-летних - однозначно “да”. Тут заставят общаться с людьми и заставят найти товарищей по интересам. А заодно хорошенько надают по жопе за невнимательность и покажут как работать с кривыми ТЗ. (В реальной жизни других и не бывает). Техническая сторона тоже понравилась. С одной стороны - лоу-левел и хардкор, и многие жаловались, что в реальной жизни язык C им не понадобится. Но тут ценность в том, что дают базу: и утечки памяти придётся поискать, и посегфолтиться при выходе за границы, и с сырыми файловыми хендлами поработать. Для тех, кто метит в условных джаваскриптизёров и прочих программистов на высокоуровневых языках, хоть немного понимать, как работает их язык “под капотом” очень полезно.

Рекомендую.