Дудо
Увидел в одном из видосиков команды “Импровизации” игру в кости с интересной механикой, которую они назвали “Перудо”. Тоже захотелось сыграть в такую: купил ворох костей d6
, пошёл искать правила, и оказалось, что тут не так всё просто. А в русскоязычной википедии написана откровенная чушь.
Правила игры крайне простые, но метагейм, зашитый в механику, нестолько прекрасен, что эта игра вошла в один из эпизодов “Пиратов Карибского Моря”.
В игры с похожими мехниками, семейство которых называется Liars Dice
играют достаточно давно: как минимум с 1970-х в Америке проводятся чемпионаты, трансляции которых показывают по телевидению.
Ричард Борг несколько подрихтовал правила, а в 1987 году компания Milton Bradly
(сейчас она куплена Hasbro
) выпустила в свободную продажу настолку Liar's Dice
. В 1988 году GAMES Magazine признал её одной из игр года. А в Германии, где она выпускалась под названием Bluff
, она была признана игрой года в 1993.
В Перу два товарища, Фернандини и Фрай в 1988 году создают похожую игру. И подтягивают под это дело легенду, неизвестной степени достоверности, что Дудо - это игра, родом из Южной Америки, которую в XVI веке Писарро привёз в Испанию. Само слово “дудо” переводится с испанского как “чо-то сомневаюсь”, и это игра про стратегию и блеф. Выпускается игра под названием Перудо
- объединяя в названии страну Перу и игру Дудо. Название пришлось выдумать, так как на тот момент “Дудо” уже был зарегистрированной торговой маркой.
Это не единственные вариации, есть и такие, где разрешают перебросить кубики перед ходом, пропустить раунд своих ставок, собирать покерные комбинации, выпивать стопку при проигрыше… И вообще, правила и названия меняли кто во что горазд: Liar's Dice
, Wild Ones
, Perudo
, Mexacali
, Call My Bluff
, Cacho
, Pico
, Cachito
, Dadinho
и т.д.
Игра успела обрасти тоннами модификаций, постараюсь изложить общие правила и отдельно всякие авторские дополнения.
Играют от двух до бесконечности игроков
Но когда игроков больше шести начинает падать динамика, поэтому оптимальное количество игроков - это четыре-шесть.
Определяется порядок рассадки
Эта штука опциональна, но вносит разнообразие, т.к. вынуждает чаще подстраиваться под нового игрока.
Все бросают кубик и рассаживаются за столом по возрастанию выброшенного числа. Если у игроков выпал дубль, они бросают кубик между собой, чтобы определить, кто в каком порядке будет сидеть за столом. В этом же порядке будет и передаваться ход - от младшего к старшему, по часовой стрелке.
Например: играют Аня, Борис, Вася и Гриша, далее, для краткости, А
, Б
, В
, Г
. Бросают кубик: А: 2
, Б: 4
, В: 4
, Г: 6
. Так как Б
и В
выбросили 4, они ещё раз бросают кубик и пределяют очерёдность между собой: Б: 4
, В: 5
. И рассаживаются в соотвестствии выброшенным значениям: А
, Б
, В
, Г
.
Кубики
Каждый игрок получает по пять кубиков d6
и чашку (любой непрозрачный стакан). Каждая грань кубика обозначает свой номинал, кроме единицы, которая считается “джокером” и является самой старшей. (Для игры существуют и специальные наборы кубиков со звёздочкой вместо единицы)
Правила игры
Раунд
Все игроки перемешивают кубики в стакане, взакрытую ставят стакан на стол, и, не показывая никому, смотрят, какая комбинация им досталась. Первый игрок делает ставку. Смотрит на свои кубики, видит, например, у себя две пятёрки и предполагает, что у остальных игроков уж точно есть пара пятёрок или джокеры, и озвучивает: “четыре пятёрки”. Этим сообщая, что если все игроки откроют кубики, то количество открытых пятёрок плюс джокеров окажется четыре или больше.
Следующий по часовой стрелке игрок может со ставкой не согласиться, сказав “дудо”, “не верю” и т.п. В этом случае все открывают кубики и считают, сколько оказалось пятёрок, добавляя количество единиц (джокеров). Если общее число оказалось больше четырёх, проигрывает сомневающийся игрок. Если сомнения оправдались и кубиков оказалось меньше - проигрывает игрок, сделавший ставку.
Проигравший игрок лишается одного кубика и начинает следующий раунд. Тот, у кого кубики закончились, выбывает из игры, и тогда раунд начинает соседний игрок.
Но игрок также может и согласиться со ставкой. Тогда ход просто переходит, и следующий игрок делает ставку.
Ставки можно только повышать:
- В ответ на ставку “четыре пятёрки” можно сказать “семь пятёрок”, повышая количество пятёрок или “четыре шестёрки”, повышая номинал кубиков. Также можно одновременно поднять и количество и номинал: “шесть шестёрок”. Повышать можно на любую величину.
- Единицы (джокеры) по старшинству считаются выше шестёрок, поэтому повысить можно и до них: “пять единиц”.
Победитель
Последний оставшийся игрок, после того, как остальные лишились всех своих кубиков, объявляется победителем.
Вот, в общем-то, и всё. Остальное относится к модификациям игры. Какие-то направлены повысить динамику, какие-то наоброт - замедлить темп. Какие-то были выпущены в виде коммерческой версии, какие-то нет.
Модификации
Не убирать со стола отыгранные кости
Это облегчает игрокам подсчёт, сколько кубиков и у кого сейчас в игре.
Уменьшение лимита минимальной ставки при повышении до единиц
При повышении до единицы ставка числа кубиков уменьшается вдвое с округлением вверх, например, было “семь шестёрок”, повысили до единиц: можно объявить “четыре единицы” или выше.
Этот модификатор позвлояет не так радикально взвинчивать ставки, т.к. повышением до единиц из игры уже и так пропадают джокеры.
Раунд Palifico (Палифико), в некоторых источниках Palafico
Раунд нельзя нельзя начинать с единицы (джокера).
В тот момент, когда у игрока остаётся один кубик (было два и только что один проиграл) объявляется раунд “Палифико”:
- Единички больше не джокеры
- В качестве начальной ставки может может выступать любое значение кубика, включая единички
- Значение кубика нельзя менять, можно только увеличивать число
- После завершения раунда игра продолжается в прежнем режиме, независимо, остался у игрока один кубик или нет
Раунд Palifico наступает не автоматически
Когда у игрока остаётся один кубик, раунд Palifico
не начинается автоматически, а только по желанию игрока начинающего раунд.
Последний кубик
В тот момент, когда у игрока остаётся один кубик, в следующем раунде только он один имеет право посмотреть на свой кубик. Все остальные играют вслепую.
Calza (Кальса)
Любой игрок, кроме игрока, сделавшего текущую ставку, может объявить “Кальса”.
При объявлении Кальса все игроки открываются, подсчитываются все кости, совпавшие со ставкой. Если количество костей в точности совпадает со ставкой, игрок, вызвавший Кальса, получает одну кость. Если у игрока был только один кубик, то при следующем уменьшении до одного кубика новый раунд Палифико не начинается. Если количество кубиков не совпадает со ставкой, игрок, объявивший Кальса, теряет один кубик. Если у игрока, объявившего Кальса, есть хотя бы один кубик, он начинает новый раунд.
Точное совпадение
Если объявленная комбинация в точности совпала с заявленной, кубик теряет не только тот, кто объявил “сомнение”, но и вообще все игроки, кроме того, кто сделал ставку.
Есть ещё она вариация: при точном совпадении кубик теряет только один игрок, но отдаёт его тому, кто сделал точную ставку.
Проигрыш разницы
При проигрыше игрок теряет не один кубик, а столько, сколько составляет разница между объявленным количеством кубиков и фактическим.
Ускоряет течение игры, но сильно склоняет её в сторону чистого везения.
Открыть и перебросить
В Liar's Dice
, после того, как игрок сделал ставку, он может выставить в открытую до конца раунда один или больше кубиков и перебросить взакрытую оставшиеся.
Правило может быть интересно для опытных игроков, так как провоцирует дополнительно поднимать ставки.
Победитель начинает раунд
В Liar's Dice
новый раунд начинает не проигравший, а победитель. Это даёт выигрывшему дополнительное преимущество.
Вместо кубиков можно использоваться денежные купюры
При использовании купюр родь кубиков выполняеет серия-номер, напечатанная на купюре.